Коучинг

Что такое коучинг?

Это — непосредственное личное взаимодействие коуча с владельцем или генеральным директором компании – беседы, которые на начальном этапе проходят раз в неделю, а затем – не чаще одного раза в две недели. Это час или два совместной работы, когда клиент формулирует для себя задачу, а также определяет препятствия на пути ее достижения; определяет, какие ресурсы потребуются для преодоления этих препятствий; готовит собственный план со сроками и правильно сформулированный.

Особо – клиент все делает сам, задача коуча – задавать вопросы, тем самым, направляя и корректируя путь клиента.

Далее клиент выполняет свой план, в ходе каждой сессии клиент и говорит о реализации плана – что (какие задачи) не получилось, и почему не достигнуты запланированные результаты, что положительно достигнуто и за счет чего…Важно и то, что ниже обозначенной планки, но и что выше – во всем этом и скрываются возможности.

Коуч делится своими соображениями по этому поводу: тут «включается» наставник, но очень дозированно. У наставника есть однозначное (с точки зрения технологии решения) понимание сути решения существующей проблемы клиента, поэтому он и может обозначить причину нерешенности данной проблемы со стороны клиента – либо проблема не решается из-за того, что клиент не очень широко понимает ситуацию (то есть клиент не может «выпрыгнуть» из ситуации), либо клиент не знает последовательности шагов, которые надо предпринять для решения проблемы.

Такое сочетание коуча и наставника очень важно. Главное — не перейти к прямому руководству действиями клиента: предприниматель должен самостоятельно принимать решения, это всегда его собственный план, препятствия и прочее. Но если мысль клиента застревает, уровень его компетенции не достаточен, то надо подводить к возможным решениям.

Цикл коучинга обычно занимает год, то есть около 30 бесед, или сессий. Перерывы более двух-трех недель в работе нежелательны.

Типовые пункты договора коучинга

СТАТЬЯ 1

1.1. В соответствии с условиями настоящего Договора ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется оказать ЗАКАЗЧИКУ консультационные услуги по проведению коучинга высшего руководства Предприятия ЗАКАЗЧИКА по Программе Стратегического Развития Предприятия ЗАКАЗЧИКА.
1.2. ЗАКАЗЧИК обязуется принять выполненные работы и оплатить их.

 

СТАТЬЯ 2

2.1. Договорная цена услуг, оказываемых в течение двух месяцев с момента подписания настоящего договора ИСПОЛНИТЕЛЕМ ЗАКАЗЧИКУ в соответствии с условиями настоящего Договора, составляет ___________ (___________________________________ тысяч) рублей. НДС не облагается, поскольку предприятие ИСПОЛНИТЕЛЯ находится на упрощенной системе налогообложения.
2.2. Договорная фиксированная цена услуг, оказываемых в течение двух месяцев реализации программы коучинга, составит ________ (_________________________________________) рублей. В цену включены:

2.2.1. Вводная сессия с высшим руководителем предприятия ЗАКАЗЧИКА (1 час подготовки вводной сессии, 1-2 часа сессии, 1 час анализа и оформления результатов сессии).
2.2.2. 11 разделов программы, каждый из которых включает подготовку к коучинговой сессии (1,5 часа), проведение сессии (1-2 часа), оформление материалов проведенной сессии (1 час).
2.2.3. Составление итоговых конспектов сессий (карты, пояснения, описания проблем, их причин, нежелательных последствий, ключевых конфликтов, описание вариантов разрешения конфликтов и устранения корневых причин проблем, ответов на вопросы 6-ти уровней сопротивления переменам).
2.2.4. Использование аудиозаписей, передаваемых для изучения.
2.2.5. Использование описания передаваемых стратегий маркетинга, технологий устранения ограничений, решения стратегических задач.
2.2.6. Формы (опросники, рабочие тетради) для организации процесса мышления и фиксации его результатов.
2.2.7. Аудиозаписи сессий программы для последующего использования.
2.3.Стороны принимают по данному Договору следующий порядок оплаты работ:
2.3.1. Фиксированную оплату по Договору: ЗАКАЗЧИК оплачивает в течение 3-х дней после подписания настоящего Договора авансом в размере __________________ (________________________________________________________) рублей.

2.4. В стоимость работы не включаются:

— расходы на покупку необходимой для выполнения работы информации у третьих лиц;
 — командировочные расходы, связанные предметом настоящего Договора.

2.5.Расчеты осуществляются платежными поручениями путем перечисления денежных средств на расчетный счет ИСПОЛНИТЕЛЯ.

 

СТАТЬЯ 3

3.1. В соответствии с условиями настоящего Договора ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется оказать ЗАКАЗЧИКУ консультационные услуги по проведению коучинга высшего руководства Предприятия ЗАКАЗЧИКА по Программе Стратегического Развития Предприятия ЗАКАЗЧИКА.
3.2. Коучинг — это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию участника коучинговой программы. Главная роль коуча — помочь участнику коучинговой программы устранить внутренние препятствия, мешающие ему реализовать свой потенциал. В результате разработки и принятия решений по развитию предприятия, а также внедрения принятых решений предприятие ЗАКАЗЧИКА достигает целей, поставленных в начале программы участником (если это руководитель предприятия ЗАКАЗЧИКА, обладающий всеми полномочиями по принятию стратегических решений).
3.3. Руководителем программы и коучем является Помогаев Сергей Александрович. Передача обязанностей коуча другому лицу не допускается. Участником программы является ______________________________.
3.4. Обязанности коуча:

3.4.1. Создавать благоприятную экспертную среду для раскрытия талантов участника коучинговой программы и ускоренного обучения.
3.4.2. Помогать участнику коучинговой программы поддерживать концентрацию на выполнении запланированных действий.
3.4.3. Предоставлять участнику коучинговой программы правдивую обратную связь.
3.4.4. Наблюдать за выполнением обязательств, взятых на себя участником коучинговой программы.
3.4.5. Усиливать мотивацию, предлагать вдохновение и поддержку. Помочь участнику коучинговой программы преодолеть отсутствие внутренней мотивации, страх перед неудачей, страх перед успехом.

3.5. Формат сессии коучинга предусматривает:

3.5.1. До сессии:

3.5.1.1. Предварительное (до сессии) прослушивание участником аудиозаписей и чтение материалов по программе.
3.5.1.2. Выполнение «домашнего» задания участником (например: заполнение опросника, выработка идей применения представленных стратегий маркетинга, сбор информации, формулирование текста маркетингового плана и т.п.)
3.5.1.3. Выполнение взятых на себя обязательств в рамках коучинговой сессии по внедрению принятых стратегий и тактических решений.

3.5.2. Во время сессии:

3.5.2.1. Обсуждение действенного личного плана участника коучинговой программы, составленного согласно следующим вопросам:

— Какова ваша цель?
 — Какие выгоды вы получите, достигнув этих целей? Для вас? Для бизнеса?
 — Какие препятствия могут помешать вам достичь цели?
 — Какие решения существуют по устранению этих препятствий?
 — Какие конкретные действия продвинут вас на пути к каждой цели?
 — Задействованы ли партнеры в каждом действии?
 — Как вы будете измерять свои достижения для каждого активного шага?
 — К какой дате вы завершите каждый активный шаг?

3.5.2.2. Обсуждение основных понятий в применении к текущим проблемам (с использованием раздаточных материалов)

3.5.2.3. Тестирование действенного плана и целей участника коучинговой программы на выполнимость.

3.5.2.4. Отслеживание выполнения этого плана участника коучинговой программы и предоставление обратной связи.

3.5.3. В течение всего срока работы по программе:

3.5.3.1. Содействие расширению рамок маркетингового и делового мышления участника коучинговой программы, большей ясности и рациональности делового мышления.
3.5.3.2. Предоставление устных либо письменных экспертных соображений по оценке проблем, корневых причин проблем, ограничений, препятствий, конфликтов, возможностей, негативных и позитивных последствий.
3.5.3.3. Содействие в генерации вариантов разрешения деловых проблем предприятия ЗАКАЗЧИКА участником коучинговой программы.
3.5.3.4. Содействие в выполнении заданий (выработка навыка мышления и коммуникации, выбор проблемы, разработка решения, составление плана внедрения решения).
3.5.3.5. Обсуждение внутренних убеждений и установок участника коучинговой программы, препятствующих эффективному мышлению и действиям, содействие в изменении этих убеждений и установок на более продуктивные.
3.5.3.6. Обсуждение внутренних убеждений и установок участника коучинговой программы, препятствующих эффективному мышлению и действиям, содействие в изменении этих убеждений и установок на более продуктивные.
3.5.3.7. Тестирование знаний и понимания основных концепций, навыков использования переданных технологий (таких, например, как составление уникального продающего предложения).

3.6. Критерии оценки коучинговой программы:

3.6.1. Личная удовлетворенность участника коучинговой программы (ощущения, мотивация, отношения).
3.6.2. Уровень понимания и знания участником коучинговой программы технологий разработки эффективной маркетинговой стратегии развития предприятия.
3.6.3. Процент использования участником коучинговой программы в работе Предприятия маркетинговых стратегий, навыков рационального делового мышления и принятия решений.
3.6.4. Потенциальное влияние разработанной стратегии маркетинга и развития на бизнес ЗАКАЗЧИКА (например, уровень новых целей по стратегии маркетинга Предприятия относительно существующего состояния).
3.6.5. Коэффициент окупаемости инвестиций (ожидаемые результаты программы коучинга минус затраты на коучинговую программу)/затраты на программу.
3.7. Календарный график сессий включает две сессии каждую неделю, начиная с «__» _____ 2015 года.
3.8. ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется сдать ЗАКАЗЧИКУ выполненные работы по настоящему Договору в срок до «__» _____ 2015. Срок может быть скорректирован совместным соглашением сторон.

3.9. Заказчик обязан:

3.9.1. Предоставить ИСПОЛНИТЕЛЮ необходимые полномочия для обеспечения присутствия и активного выполнения необходимой работы назначенных ЗАКАЗЧИКОМ участников программы (представителей высшего руководства) в разумные сроки с момента устного запроса ИСПОЛНИТЕЛЯ.
3.9.2. Выделить необходимое время для работы участника по программе коучинга и установить высокую приоритетность выполнения предписаний коуча.
3.9.3. Обеспечить присутствие и заинтересованное поведение на сессиях участника программы коучинга.
3.9.4. Выбрать и установить приоритеты наиболее значимых проблем и ограничений предприятия ЗАКАЗЧИКА для рассмотрения на сессиях.
3.9.5. Назначить со стороны ЗАКАЗЧИКА ответственного высшего руководителя за проведение программы и обеспечить его заинтересованное участие.
3.9.6. Обеспечить устойчивую связь участника программы по скайпу или телефону во время проведения сессий.
3.9.7. Оплатить работу ИСПОЛНИТЕЛЯ в срок и в порядке, предусмотренном настоящим Договором.
3.9.8. Предоставить ИСПОЛНИТЕЛЮ в течение 12 месяцев с момента окончания программы коучинга возможность ознакомиться с результатами деятельности и финансовой документацией по внедрению разработанных на программе коучинга решений (для выяснения размера прироста дохода или предотвращенных потерь от проекта).
3.9.9. В случае удовлетворенности результатами программы предоставить Помогаеву Сергею Александровичу три рекомендации участия в подобной программы своим коллегам-предпринимателям по своему выбору.

 

СТАТЬЯ 4

4.1. Приемка работы ИСПОЛНИТЕЛЯ, предусмотренной п.1.1. настоящего Договора, производится ЗАКАЗЧИКОМ с составлением Отчета о выполненных работах и Акта сдачи-приемки работ, подписываемого Сторонами.
4.2. В течение 3 (трех) календарных дней после передачи результатов выполненных работ ЗАКАЗЧИК обязан предоставить ИСПОЛНИТЕЛЮ подписанный Акт сдачи-приемки либо мотивированный отказ.
4.3. В случае мотивированного и обоснованного отказа ЗАКАЗЧИКА от приемки работ сторонами в 3 (трех) дневный срок составляется Акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения.

 

СТАТЬЯ 5

5.1. Условия расторжения договора Договора и ответственность за несоблюдение условий договора:

5.1.1. По инициативе любой из сторон Договор может быть расторгнут досрочно с письменным уведомлением (по электронной почте с уведомлением о прочтении) другой стороны за 2 дня до расторжения настоящего Договора.

5.1.1.1. В случае, если инициатива исходит от ЗАКАЗЧИКА (в частности, из-за неудовлетворенности качеством услуг и практической пользой предоставленных материалов), то ИСПОЛНИТЕЛЬ обязан вернуть ЗАКАЗЧИКУ предоплаченную сумму. От ЗАКАЗЧИКА потребуется уточнить, что именно из предложенных рекомендаций или технологий было применено, а также что из предложенного, на взгляд ЗАКАЗЧИКА, не сработало и почему, какие критерии успеха коучинговой программы (п. 3.6)не были достигнуты.
5.1.1.2. В случае, если инициатива исходит от ИСПОЛНИТЕЛЯ, то он обязан вернуть ЗАКАЗЧИКУ разницу между авансированными денежными средствами и фактически выполненной работой.

 

СТАТЬЯ 6

6.1. Стороны обязуются сохранять конфиденциальность информации, полученной в рамках исполнения обязанностей по настоящему Договору.
6.2. Ограничения относительно разглашения информации не относятся к общедоступной информации или информации, ставшей впоследствии общедоступной не по вине Сторон, а также информации, ставшей известной Сторонам из иных источников до или после ее получения от одной из Сторон.
6.3. Обязанность доказывания нарушения настоящей статьи возлагается на Сторону, заявляющую о таком нарушении.
6.4. Материалы, разработанные в рамках программы коучинга участником (описания проблем, конфликтов, решений, планов внедрения), предназначены только для внутреннего использования сотрудниками ЗАКАЗЧИКА, не могут быть перепроданы ЗАКАЗЧИКОМ другим организациям.
6.5. ИСПОЛНИТЕЛЬ имеет право использовать разработанные в рамках программы коучинга материалы как примеры в новостных рассылках, семинарах, выступлениях, книгах и курсах, предварительно убрав из них любую информацию, позволяющую идентифицировать ЗАКАЗЧИКА.
6.6. ИСПОЛНИТЕЛЬ сохраняет авторское право на материалы, предоставленные участникам в рамках программы коучинга.

Сергей Помогаев и партнеры