Для многих наших клиентов, кто впервые встретился с профессиональными консультантами по управлению, возникает множество вопросов и необоснованных опасений. Например,
- «Неужели консультант знает мой бизнес лучше, чем я сам?
- Чем он может помочь, лет десять, как я, не поварившись в нем с самого начала?»,
- «Сейчас я выложу все мои секреты и консультант их понесет конкуренту, разболтает моим сотрудникам или еще кому…» и т.п.
Большинство этих вопросов появляется просто от незнания, от отсутствия привычки советоваться перед принятием решений с доверенным советником по управлению бизнесом.
Почему-то ни у кого нет сомнения, что в случае серьезного заболевания необходимо посоветоваться с врачом, да и не с одним. Не только посоветоваться, но и выполнить рекомендации. Выпить горькие, как правило, пилюли. Изменить режим труда и отдыха, питания и сна. Как общаться с врачом, мы знаем с детства. Как общаться с адвокатом, мы узнаем позднее. А как сотрудничать с профессиональным консультантом по управлению — как оказалось, многие не знают. До сих пор.
Чтобы у Вам было легко и удобно, я расскажу, как мы с Вами будем работать.
1. Мы будем беседовать.
2. Сначала я Вас выслушаю. Выслушаю как профессионал профессионала, независимый человек одного с Вами уровня. Обычно ведь руководителям-собственникам на самом верху своего бизнеса поговорить о нем непредвзято и без скрытых целей собеседников не с кем. Они никому не подчиняются, все подчиняются им. И все подчиненные чего-то от них хотят. Не со всеми можно разговаривать откровенно, потому-что это может быть использовано против Вас. В беспрерывной управленческой борьбе. За должности, сферы влияния, ресурсы, Ваше внимание. А если и найдется один-два, так им не хватает профессиональной подготовки по широкому кругу стратегических вопросов управления, бизнеса и инвестирования. Узковат кругозор и мышление наемного работника, иначе они бы уже создали свой бизнес.
3. Во время Вашего рассказа я буду задавать вопросы. О цели встречи со мной, о целях в отношении предприятия и личных целях, о желаемых результатах деятельности, о проблеме, для решения которой Вы меня пригласили, о причинах возникновения проблемы и так далее. Постепенно, пока мы не выйдем на общее понимание Вашей текущей реальности.
4. Пока Вы не поймете, что я Вас правильно понял, разобрался с ситуацией и с проблемой, с ее участниками и механизмом возникновения. Ничего сложного, правда? Ничего пугающего, ведь так?
5.Возможно, проблема покажется типовой, тогда можно будет уже наметить путь к решению и я Вам расскажу, как решал бы ее я на Вашем месте. Или как решал эту же задачу один из моих клиентов. Однако сначала я попрошу Вас рассказать, что Вы уже делали, чтобы решить эту проблему. Как вы перевели проблему в задачу и реализовали принятое решение.
6. Возможно, как чаще всего бывает, первоначальная формулировка проблемы изменится. Благодаря моим вопросам и растущему доверию ко мне Ваша картина мира станет более полной и большой. Вы увидите, что первоначальная проблема — это только симптом и не один. У него есть более глубокие причины, до устранения которых (пока!) не доходят руки, не хочется думать и т.д.
7. Потом я предложу вам несколько сырых (на Ваш взгляд) идей, как возможно было бы некоторые проблемы порешать быстро и перейти к более серьезным и многообещающим изменениям.
8. Потом Вы будете долго сопротивляться моим предложениям, проходя 6 уровней сопротивления, пока не удостоверитесь, что проблема действительно существует. А также Вам нужно будет убедиться прежде, чем Вы приступите к внесению значительных изменений:
- Имеет ли отношение ко мне проблема, находящаяся в центре внимания? (Та ли это проблема?)
- Здраво ли предлагаемое решение и его направление?
- Действительно ли предлагаемое решение устранит проблему, и что в этом решении для меня?
- Что может пойти не так? Пострадает ли кто-нибудь?
- Как мы собираемся воплотить это решение?
- В состоянии мы как организация воплотить это решение в жизнь? Есть ли у нас лидеры и насколько сотрудники я я лично можем быть привержены этой идее, чтобы успешно провести это решение в жизнь?
9. Потом мы договоримся о том, как мы будем сотрудничать в решении стоящих перед Вами задач.
- Я расскажу, что буду делать, а что нет.
- Вы проясните, что Вы будете делать, а что нет.
- Вместе с Вами мы определим границы области сотрудничества.
- Вместе с Вами обозначим те области, куда Вы не хотели бы нас допустить, и тех людей, с которыми нам нельзя будет разговаривать.
- Точно сформулируем договоренности о работе.
- Договоримся о методах и частоте общения и взаимодействия.
- Решим, кто перед кем отчитывается, в чем и как часто.
10. Потом пройдем с Вами по алгоритму разработки решения, устраняющего корневую причину проблемы (какую бы мы не взялись решать вначале). Выработаем решение, эффективное и результативное в краткосрочной и долгосрочной перспективе, выполнимое и не несущее негативных последствий.
11. Когда Вы решитесь и начнете предпринимать действия по внедрению значительных изменений, то мне придется регулярно Вас мотивировать, увещевать, подталкивать и провоцировать. А также проводить вдумчивый анализ встречающихся препятствий на пути внедрения. Открывать Вам мир готовых решений, методов, технологий и лучших практик, которые никто Вам до этого не рассказывал. Кое-то Вам придется почитать, послушать из классики и современных специалистов по управлению.
12. Слой за слоем мы будем снимать туман с малоуправляемой обычной деятельности, прояснять тайные пружины управления, разработки и принятия правильных и выполнимых решений. В Вас будет расти ощущение контроля за бизнесом.
13. Вы будете постепенно выходить из роли ИСПОЛНИТЕЛЯ В своем бизнесе, который сам все за всех делает и переходить к положению НАД бизнесом. Входить в роль АРХИТЕКТОРА бизнес-системы. Которая должна работать без Вас (который сейчас всех подгоняет с морковкой спереди и морковкой сзади).
14. Вы будете заниматься стратегией, ставить цели, заниматься планированием, усовершенствованием системы, нанимать руководителей и контролировать управленческий цикл, а не оказывать услуги и производить продукты для Ваших клиентов. И все это с моей полной и всесторонней методической и методологической поддержкой. Если понадобится, и с привлечением нашей команды профессионалов в области управления, производства, финансов, маркетинга и продаж, снабжения и логистики, усовершенствования бизнес-процессов, специалистов информационных технологий и безопасности.
15. В основном, мы будем продолжать с Вами беседовать раз в неделю или чаще. Что не исключает проведения семинаров, круглых столов, мастер-классов по проведению совещаний, мозговых штурмов по мере необходимости.
И так далее по мере роста вашей компании…
Ну что, не страшно иметь тренера-наставника по бизнесу? Как Вы думаете, почему у боксеров-чемпионов по 3-5 тренеров? Ведь они уже все умеют. Тренер нужен каждому. И особенно тем, кто играет в большие игры. Хотите превзойти конкурентов и вырастить бизнес в 10 раз? Привлекайте тренера!
От Вас требуется не так уж много: непреодолимое желание расти, развиваться, строить актив (бизнес или организацию), который будет нужен миллионам людей. Подходящий уникальный продукт или услуга, для которого есть обширный рынок. И Ваше внимание к советам мудрых людей.
Готовы? Вперед! А я Вас поддержу.